Ваш регион

-9°

ночью -12°

утром -10°

USD

103.79

EUR

108.87

Понедельник

25 ноября

Лента новостей

октябрь 2024
ноябрь 2024
декабрь 2024

25 ноября

Новости / ВИП-новость23 апреля 2009

«Открытая газета» объяснила, откуда берутся лекарства для льготников

Больных людей и инвалидов в Магнитогорске, как и в любом промышленном городе, становится все больше. Бюджеты всех уровней если не трещат по швам, то выразительно потрескивают, финансирование по разным статьям сокращается. Совсем не блестяще обстоят дела и с льготными лекарственными препаратами. За живые деньги есть все, без оных чаще всего нету. Народ возмущается — что происходит? На этот вопрос сегодня пытается ответить корреспондент «Открытой газеты».

5264 просмотра 1
«Открытая газета» объяснила, откуда берутся лекарства для льготников

Начну с того, что здравоохранение — наиболее зарегламентированная и, на мой взгляд, самая консервативная часть нашей управляющей системы. Для обеспечения лекарствами льготников создана громоздкая и многослойная структура. Возможностей для маневра на местах она оставляет немного. Все и всё считается, пересчитывается, заносится в реестры и протоколы. Несметное количество времени врач тратит на составление всякого рода документов. А куда деваться? Играть надо по правилам, не им придуманным.

Ни для кого не секрет, что все наши старики строго учтены и поделены на категории, каждая из которых финансируется из определенного кошелька. Из федерального дополнительное лекарственное обеспечение (далее ДЛО) оплачивается льготникам общероссийского значения. Они получают от государства социальный пакет: 500 рублей на лекарства и 230 — на проезд к месту лечения. Любой может от натуральной льготы отказаться, эта сумма будет переведена на его сберкнижку. А может пользоваться, получать рецепты у врача и лекарства в аптеке. Если они есть, конечно.

В бюджете областном предусмотрена статья для региональных льготников (тружеников тыла и репрессированных). Этой категории граждан положена 50-процентная скидка на любой лекарственный препарат. Согласно постановлению № 890, существует и еще одна группа региональных льготников. В нее входят люди, страдающие целым рядом заболеваний, в этом документе обозначенных. Например, больные бронхиальной астмой имеют право бесплатно получать антибиотики, препараты для расширения дыхательных путей. Сюда же относятся страдающие болезнью Паркинсона и сахарным диабетом. По последнему недугу список бесплатных препаратов очень широк, поскольку диабет дает множество осложнений, требующих сопутствующих лекарств. Кстати, диабетики обеспечиваются ими лучше всего. Пациенты с глаукомой, ревматизмом, ревматоидным артритом тоже входят в состав этой группы льготников. Их лекарственное обеспечение финансирует региональный бюджет. Постановление хорошее, слов нет, но уж больно тернист и труден путь этой льготы от бюджета к больному. Областной Минздрав «спускает» утвержденный перечень препаратов (как и Минздрав РФ для региональных льготников). Составляются регистры пациентов, утверждаются в местном управлении здравоохранения, область дает определенную сумму денег, исходя из которой и формируется заявка. Ух! Но главное, что это все-таки бесплатно. Так называемые, стационары на дому тоже финансируются из облбюджета и тоже имеют определенный список препаратов. Поликлиника имеет право два раза в год по две недели пролечить таким образом пациента, оказать ему дополнительную помощь. И не только тому, у кого никаких льгот не имеется, но и любому другому.

Наконец, добрались и до муниципального бюджета, благодаря которому есть возможность дополнительно заказывать лекарства, которые не может предоставить область. То есть город поддерживает льготников из списка 890 постановления, поскольку от Челябинска денег бывает немного. Глава города выделяет каждой больнице определенную сумму. Так, на долю 4-й, к примеру, приходится 700 тысяч в квартал. Впрочем, денег все равно всегда не хватает. Конечно, если лечить в пределах стандартов, не отходить от них, то впритык, но можно свести концы с концами. А если в каком-то конкретном случае невозможно от стандарта не отойти? Ну, вот нужен пациенту именно этот препарат, а не другой, вроде бы и такой же, но дешевле или просто имеющийся в наличии. А у больного именно на него аллергия. Человек — тонкая машина, не всякое масло в него заправить можно. Вот тут крутись, вертись.

Прежде всего, следует обратить внимание вот на что. Не смотря на то, сколько может стоить необходимый перечень лекарственных средств для, скажем, федерального льготника, на его финансирование государство выделяет гарантированные 500 рублей. Ни копейкой больше. Если на препараты для пациента в месяц поликлиника тратит 2-2,5 тысячи, никто, подчеркиваю, никто не собирается эту разницу компенсировать ни из каких закромов. Вступает в силу сложнейшая система перераспределения денег и препаратов. Там кусочек отщипнут, здесь подрежут. Где-то и отечественный аналог сгодится, который, по словам специалистов, ничуть не хуже, а порой и лучше импортного.

Да, наши медики составляют заявку на лекарства дважды в год, причем в соответствии с реальными нуждами их подопечных. У них все записаны и посчитаны. Каждый месяц участковые считают необходимые им количество и ассортимент медикаментов: они располагают регистром своих пациентов, инвалидов, паспортом подведомственных участков. Потом списки сводятся воедино (с именами, фамилиями координатами нуждающихся) и начинают длинный вояж по разным кабинетам: наша соцзащита, областная, Минздрав, снова наша соцзащита, управление здравоохранения, поликлиники, снова здравоохранение, потом формирование заказа, подчеркиваю, в строгом соответствии с нуждами городских больниц и поликлиник. Результат всегда один: мы получаем  фиксированную, выверенную в процентном отношении сумму все с теми же пятьюстами рублями на душу каждого регионального льготника. Вся эта возня нужна лишь для того, чтобы посчитать, сколько процентов от выделенной на здравоохранение суммы кинуть в тот или иной муниципалитет. Что, а, главное, сколько, скажите на милость, может поликлиника купить при таком регламенте и при том, что жизненно важные препараты идут в первых рядах, другие — по остаточному принципу? Добавьте удорожание лекарств и потрескивание бюджета. Аптекоуправление, заметьте, здесь совершенно ни при чем. Это самостоятельная, отдельная от здравоохранения структура. Что и как поделывает родная Российская фармацевтика — отдельная история. А мы удивляемся, что нет бесплатных лекарств для стариков и инвалидов. Может, подсократить машину, а деньги в дело употребить?

Решить эту проблему на местном, глубоко периферийном уровне нам вряд ли удастся. Но у промышленной Магнитки по определению должно быть больше денег на охранение здоровья ее граждан. Тут работа для нашего депкорпуса и законодательного Собрания области. И, конечно, дальше — в Первопрестольную. Может и достучимся. Тем более, говорят, что с приходом на должность министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой, шестеренки скрипнули, и колесо сдвинулось. Так, она выделила семь особенно опасных для жизни, самых дорогостоящих заболеваний в отдельную строку финансирования. На таких пациентов поликлиники уже могут не тратить львиную долю своих бюджетов. Тем более, что соцпроект «Здравоохранение» никто не отменял. Дай, как говорится Бог, чтоб колесо не слишком пробуксовывало.

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Татьяна ОЧЕРЕТЯНАЯ

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка