Ваш регион

-11°

утром -10°

днем -5°

USD

103.79

EUR

108.87

Вторник

26 ноября

Лента новостей

октябрь 2024
ноябрь 2024
декабрь 2024

25 ноября

Новости / Культура31 января 2017

Да — эротике, нет — цензуре. Эренбург рассказал о любви к Магнитогорску

Магнитогорск. В пятницу, 27 января, в магнитогорской Драме режиссер Лев Эренбург говорил с магнитогорцами о современном театре.

6904 просмотра 3

На встречу с режиссером пришло около 40 человек: поклонники творчества Эренбурга, артисты, студенты и журналисты. Встреча была посвящена юбилею спектакля «Гроза» в постановке Льва Эренбурга, который в 2007 году завоевал российский «театральный Оскар» - «Золотую маску». Питерскому режиссеру союз с магнитогорской Драмой принес звание лауреата, всего же четыре его работы были номинированы на главную театральную премию страны.
Да — эротике, нет — цензуре. Эренбург рассказал о любви к Магнитогорску

Вопросов известному режиссеру было задано немало: как Эренбург оказался в Магнитогорске, насколько изменилась «Гроза» за прошедшие десять лет, и как в целом развивается современный театр.

О «Грозе» и не только

«Гроза» родилась после приезда Эренбурга на театральный фестиваль «Театр без границ»: директор театра Владимир Досаев пригласил его поставить что-нибудь на магнитогорской сцене.

«Я когда приехал в Магнитогорск не думал о «Грозе». А Дашук с Меженной (актриса Челябинского театра драмы имени Наума Орлова Лариса Меженная и актриса магнитогорской Драмы Анна Дашук — прим. авт.) показали этюд, и мне вдруг пришло в голову, что Катерина так испугалась, когда поняла, что она влюблена... Она поняла, что ей крышка. И это было таким ключиком позывным, чтобы поставить «Грозу», - рассказал режиссер.

«Когда спектакль заделан по живому, и ты его от себя отпускаешь, он начинает плыть, а плывет он непредсказуемо», - так образно Лев Эренбург описал, как со временем меняется спектакль, отметив, что «Гроза», разумеется, стала другой. Хотя бы потому, что поменялся актерский состав. А ведь актерское видение влияет на происходящее на сцене, возможно, даже больше, чем режиссерский замысел:

«Часто бывает так, что в большом пальце ноги у артиста рефлекторно мозгов больше, чем у тебя в голове», - объяснил этот момент режиссер, подчеркнув, что работает только во взаимодействии с артистами — методом действенного анализа Станиславского.
Да — эротике, нет — цензуре. Эренбург рассказал о любви к Магнитогорску

«Принцип хорошего психологического театра: вижу одно, слышу другое, понимаю третье. Бывает театр, когда вся трансляция идет «ротом», как говорил мой учитель: вот что говорю, то и происходит. Говорит: «Я тебя люблю», и правда — любит. А в театре интересно, когда я тебя люблю, а у меня ножик за спиной».

О чувствах верующих и цензуре

Были затронуты на встрече актуальные нынче вопросы патриотического воспитания и цензуры.

«Я не думаю, что искусство должно воспитывать, - отметил Эренбург. - Я тут не свою мысль расшифровываю, а товстоноговскую. Он как-то нам сказал: «Что же, от того, что я посажу в зале 800 уголовников, и они посмотрят «Историю лошади» - они что, исправятся? Надеяться всерьез на то, что будет какой-то воспитательный эффект - это как? Посмотрел и понял, что так нельзя, а вот так можно? Ведь если свести искусство до уровня морализаторства - от него ничего не останется. Искусство занимается не морализаторством, оно занимается постановкой проблемы. Но пушкинское «чувства добрые я лирой пробуждал» остается, конечно. На какой-то момент я пробуждаю добрые чувства, но всерьез в воспитательную функцию театра я не верю. Конечно, свалить искусство до уровня пропагандистской машинки или идеологической «бодрилки» - смешно.

Как только мы начинаем разговор о чувствах верующих, то сразу возникает вопрос о том, что надо курировать, надо следить. Тут же возникает вопрос: а кто будет следить, как будет называться? И чем-то начинает сразу чуть-чуть попахивать. Цензура в театре - а зачем? Чтобы что? Была — так беда же. Ну, а от патриотических чувств, я думаю, мы несвободны все, они у нас есть. Другое дело, что разговоры про патриотизм начинаются тогда, как сказал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, когда где-нибудь что-нибудь украли. А Лев Николаевич, цитируя кого-то, сказал, что патриотизм - это последнее прибежище негодяя».

На вопрос, готов ли режиссер поставить за деньги то, что не хочет, Эренбург ответил:

«Когда мне было неинтересно работать в театре, я таксистом ушел работать в 90-е. Вопрос в том, каковы обстоятельства: если жрать нечего, если расстреляют, то поставлю, наверное. Но я счастливый человек. Я никогда в жизни не делал в театре ничего такого, чего бы не хотел делать, с тем, с кем бы я не хотел делать, и тот материал, который я не хотел делать».

Эротика. А как иначе?

В «Грозе», по мнению Эренбурга, была подняла тема любви как катастрофы, как стихийного бедствия. При этом он уверен, что эротика в театре — не пошлость, а необходимость:

«Эротика. А как иначе? Эротика не должна перерастать в порнушку... Хотя и в порнушке есть свой заряд. Эротика предполагает красоту любовных отношений, поэтому, конечно же, да! Что касается возрастных ограничений, если материал предполагает эротику, то либо проходите его, либо не проходите. Но я не понимаю, почему 9-классникам запрещено проходить эротику? Они же созревшие, 9 класс, так что пусть лучше им Островский что-нибудь подскажет, чем пацаны в подворотне».

Да — эротике, нет — цензуре. Эренбург рассказал о любви к Магнитогорску

«К вам меня тянет, это правда»

Сейчас в планах у режиссера выпустить «Короля Лира» в «Небольшом драматическом театре» (Санкт-Петербург), а со студентами - «Братьев Карамазовых» (хотя Эренбург и признался, что не любит Достоевского) и «Вишневый сад». Не исключено, что у него будет время и возможность, чтобы вновь поработать в Магнитогорске. Потому что, как признался сам режиссер, с нашим городом у него крепкая связь.

«К вам меня тянет, это правда. Меня тянет в Магнитогорск, меня очень хорошо здесь принимают. Я сердечно дружу с актерами и администрацией театра. У меня здесь сложилась работа. Я чувствую себя комфортно в Магнитогорске. Мне нравится ваш магазин «Кубанские вина», девушки нравятся. Всё хорошо».

Для справки:
Лев Эренбург (Санкт-Петербург), режиссёр и художественный руководитель «Небольшого драматического театра».

В 1977 году окончил филологический факультет Томского государственного университета.

В 1980 году окончил актерское отделение Новосибирского театрального училища, а в 1987 году - ЛГИТМиК по специальности «Режиссура драмы» (мастерская Георгия Товстоногова).

С 1994 года преподавал в СПГАТИ (филиал «Интерстудио»), где в 1999 году выпустил курс, на основе которого был создан "Небольшой драматический театр". В настоящее время преподает актерское мастерство в Балтийском институте иностранных языков (БИИЯМС) и возглавляет НДТ.

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей «Верстов.Инфо»

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка