Лента новостей
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
4 декабря
Медсанчасть приглашает пройти УЗИ по приятным ценам
10:30Реклама
- Информация
- АНО «ЦКМСЧ»
- ИНН
- 7445019792
- ID обявления:
- 2Vfnxxk2MMr
1 терабайт для всех: билайн дарит возможность забыть о трафике на целый год
09:00Реклама
- Информация
- ПАО «ВымпелКом»
- ИНН
- 7713076301
- ID обявления:
- 2VSb5y4MVk4
3 декабря
В Законодательном собрании отметили лучших аграриев «СИТНО»
16:57Реклама
- Информация
- ООО «УРАЛ-СИТНО»
- ИНН
- 7725727149
- ID обявления:
- 2Vfnxvfrent
Наше достояние. Виктор Шрайман рассказал про театр, цензуру и жизнь в эмиграции
Магнитогорск. Сегодня, 2 июля, 72 года исполнилось выдающемуся деятелю российской культуры Виктору Шрайману.
Если главное достояние России — это люди, то Шраймана без всяких преувеличений можно назвать национальным достоянием. При этом он все равно остается нашим, магнитогорским. Хотя Виктор Львович и признался, что не очень любит Магнитогорск как город, здесь он проработал более 30 лет, создал «Буратино», побывал главным режиссером всех театров города, выпустил плеяду блестящих актеров в Магнитогорской консерватории, был номинирован на «Золотую маску» со спектаклем «Кто боится Вирджинии Вульф».
Магнитогорск - это правда семья
Виктор Шрайман удивительный человек: мудрый, остроумный, интеллигентный, обаятельный. Наш разговор состоялся еще в 2016 году, накануне открытия в театре «Буратино» кукольного музея «Закулисье». Разговор зашел о Магнитогорске, театре, цензуре, жизни в эмиграции.
«Я с таким волнением сегодня проехался по городу и возникло ощущение, что я не уезжал, - рассказал режиссер. - По сравнению с Нижним (с 2012 года Шрайман возглавляет нижегородский Театр юного зрителя) улицы ровные, у нас в Нижнем разбитые дороги. Хотя я Магнитогорск не очень любил всегда - я любил свой театр. Когда я сюда ехал, своим артистам говорил: «Вот сейчас я еду в семью. Тут я просто служу - а там семья». Понимаю, что нехорошо, но они так не ценят меня, как меня ценили здесь, просто фантастически. В Магнитогорске это правда семья. С актерами постарше мы уже давно перешли на ты. Хотя когда они пришли в театр, я был для них папой. Хотя «папе» было 27, а им может быть лет на 5 меньше».
О своих «детях», с которыми проработал вместе много лет, Шрайман говорит с огромной теплотой: Танечка Акулова, Саша Анкудинов, Зиночка Жданова-Бондаревская. Как и о своих выпускниках. В свое время мастерскую Шраймана в МаГК окончили Татьяна Бусыгина, Лариса Звездина, Андрей Майоров, Анна Дашук... Он принимал дипломную практику у Григория Козлова, который позже вел актерский курс в МаГК им. Глинки (диплом тогда Козлов так и не получил, потому что провалил дипломный проект). И вспоминал, как во время работы в драматическом театре Анн Сельер на банкете с чиновниками показала знание русского языка, приправив тост крутейшим русским матом. Кстати, главный режиссер «Буратино» Сергей Ягодкин — тоже ученик Шраймана, занимается в его театральной лаборатории.
«Театр в надежных руках, - сказал о Ягодкине Шрайман. - Он человек, во-первых, очень порядочный, это страшно важно, что театром руководит порядочный человек. Во-вторых, он, конечно, очень творческий, в нём неуемная энергия, потом он человек активно развивающийся. Да, на этом пути у него есть ошибки профессиональные, но это же живой человек. И в этом смысле я считаю, что театру повезло».
У меня никаких претензий нет к этой стране...
Разговор о жизни в Израиле начался с обсуждения израильского кино. Еврейские фильмы, как правило, снимаются «за жизнь» и не слишком востребованы в международном прокате.
«Если говорить о чисто израильском кино, то можно признать, что за исключением некоторых конкретных картин - это слабое кино, - отметил Шрайман. - По крайней мере, я не знаю случая, чтобы оно так уж котировалось на мировом рынке. Что касается театральных режиссеров — то это не самые лучшие режиссеры. Да, русские эмигранты, конечно, стали эту картину менять. Я имею в виду в области театра. Но в Израиле чтобы заниматься театром — надо, чтобы тебе верили продюсеры, которые на тебя потратили деньги. Там всё упирается в деньги.
Иммиграция во мне многое изменила, хотя я прожил в Израиле всего шесть лет. Спустя 6 лет я уже был израильтянином. Доходило до смешного, когда мой друг — израильтянин говорил: «Виктор, эти русские такие странные». У меня была постоянна работа, но сейчас там на пенсию я уже не заработаю. Уезжать надо или ребенком, или пенсионером. Я, кстати, не собирался возвращаться. Восемь месяцев со мной вел переговоры бывший ректор консерватории Александр Якупов. Он ко мне позвонил в Израиль и сказал: «Мы открываем оперный театр, я вас приглашаю также на кафедру на должность заведующего, и при этом я вам даю возможность работать в своем родном театре, театре Драмы - где хотите». Я ответил, что уезжал не для того, чтобы возвращаться. Но Якупов продолжал временами звонить. И однажды сын сказал ключевую фразу: «Пап, ну ты же Россию любишь, поезжай на год». Я спросил у Якупова: «Вы меня отпустите назад»? Он говорит: «Не бойтесь, отпустим». И я приехал. А потом была очень интересная работа. Я задержался, еще задержался, а потом уже задержался так, что некуда было возвращаться. У меня там был дом, и это было головной болью для моих друзей: сдавать, следить. Мне стало неловко, и пришлось его продать. А что, опять съемные квартиры? И что я буду делать - как режиссёр я там не нужен, там русские режиссеры не нужны, менталитет другой.
Советская диаспора — это гетто. Я причастен к рождению театра «Гершель», лучшего театра Израиля, который объехал весь мир. Я с Мишей Казаковым работал, с Лёней Каневским, с Валентином Никулиным. В «Гершеле» начинали играть на русском, и когда я брал интервью у Юрия Любимова, он сказал: «Никакой перспективы у вашего театра нет».
Но Любимов не знал, что они перейдут на иврит, теперь не знаю процент, но почти все спектакли - это иврит. Одно время спектакли игрались и на русском, и на иврите. Смешной случай был с Леней Каневским, моим другом. У него очень плохо шел иврит, и вот однажды он выскочил за кулисы в антракте, в актерскую, и говорит: «Ребята, я стал понимать язык!» Ему отвечают: «Лёнечка, мы сегодня по-русски играем».
Русский менталитет - это Достоевский, Чехов, Толстой. Там это никому не нужно. Это относительно сытая страна, хотя войны бесконечные. Там любят развлекательное искусство. Мне даже интеллигентные израильтяне говорили: «Зачем нам эти копания в душе как у Достоевского? Нам этого не надо, у нас такой Достоевский за окном с этими арабами». Там такой наш «русский театр», в котором я начинал работать, он ушел в абсолютно еврейскую тематику, никакой русской классики там нет.
Но я очень благодарен Израилю. Я не из тех эмигрантов, которые его грязью поливают. Это от слабости: ты не состоялся. Так тебе как-будто кто-то обязан. Советские приехали с ощущением, что им все обязаны, развращенные Советским Союзом. Вот работаешь и можешь работать пожизненно — пьяница ты или бездарь — не важно. Кто тебя уволит? Там же не так - это капиталистическая страна. Доказывай! И поэтому у меня никаких претензий нет к этой стране, только благодарность».
Цензура не по-закону, а по-понятиям
Театр и цензура — тема непростая. Культура в России по-прежнему финансируется из госбюджета, хотя и по остаточному принципу. И то, что государство стало активно интересоваться тем, что ставится в театрах — тема, волнующая многих представителей культуры.
«Это сейчас одна из самых больных тем. И что Костя Райкин говорил - подписываюсь под каждым словом, - отмечает Шрайман. - Очень точно ответ на эти вопросы сформулировал Виктор Шендерович: «Государство - наемный менеджер, народ его нанимает для сферы обслуживания, и деньги, которые дает государство на искусство - это не его. У государства копейки нет, это мои деньги, - говорит Шендерович. - Они спят на моём диване, они едят мою колбасу». Это значит, что менеджеру, я, народ, делегировал часть денег, которые мы зарабатываем, отдавать на искусство. А там мы сами разберёмся.
Я давал интервью нижегородской прессе по поводу выступления Кости. Я сказал: если театр работает в рамках правового поля, мнение министра областного ли, федерального, журналиста, обиженного зрителя - это их личное дело. Если они считают, что театр вышел за рамки правового поля - на это есть в государстве цивилизованном суд, обращайтесь. Я это говорил дважды своему министру. Вот он пришел на спектакль детский «Вождь краснокожих». Там конечно разбойники говорят не как тургеневские девушки. Но там нет ничего такого, что запрещено законом. И он сказал: «Я своего внука к вам на этот спектакль не поведу». Я ответил ему: «Это ваша личная проблема, у нас 800 мест, и если каждый зритель мне будет делать такое заявление, я буду каждому говорить: не приводите. Если вы со мной как зритель говорите — простите, у меня на каждого зрителя времени нет, вы понимаете. А если вы говорите как министр, то скажите: мы живем по закону или по понятиям? Есть Конституция и есть Федеральный закон, по которым учредитель не имеет права, вообще государство не имеет права вмешиваться в художественную деятельность театра».
Попытки вмешиваться есть, есть скрытая цензура, есть министр Мединский, который стал комическим персонажем номер один - такого министра не было в России, который переходит границы своих полномочий. Он просто государственный чиновник, его личные оценки вообще никакого значения не должны даже иметь. А эти обнаглевшие, как правильно Костя сказал, проплаченные верующие с оскорблёнными чувствами. Как можно оскорбить истинного христианина? Мы возвращаемся к «совку»? Да. Но это же неправильно. Причем режиссеру они ничего не могут сделать - режиссёр не подчиняется учредителю, он подчиняется директору. Поэтому расправляются с директором. Это у меня такая проблема - директор очень боится быть уволенным. Хотя никаких оснований для этого нет, но он боится. А я его призываю к смелости действий, я выбираю репертуар и хочу, чтобы у нас поработали несколько очень сильных молодых и продвинутых режиссеров и поставили то, что называется «жесть» - пьесы, которые для подростков, про подростков и отвечают на их вопросы сегодняшними средствами. Но у меня этически руки связаны, я не хочу подставлять своего директора».
Абсолютная загадка, почему сегодня люди ходят в театр
В Нижнем Новогороде Шрайман руководит Театром юного зрителя. Как привить детям, подросткам любовь к театральному искусству? Виктор Шрайман знает ответ на этот вопрос.
«Подростки и театр - это извечная тема. Но у нас, я не хвастаюсь - я сам поражён - я поставил «Горе от ума». Первый раз в жизни я поставил заказной спектакль. И сначала думал: кто же пойдет? Но подростки смотрели, затаив дыхание, они ревели на поклоне от восторга. Правда, у меня молодой Чацкий, как их Чацкий — эмоциональный, пылкий, юный. Не то, что там дедушка Царёв (прим. В фильме «Горе от ума» 1952 года) играл. Конечно, великий артист - но это смешно, какая там любовь, там же необратимые изменения сексуального характера. Я помню свои впечатления от этого фильма когда был школьником: пришел дедушка к бабушке про любовь говорить - не понял.
Правда, я перед каждым спектаклем выхожу, с ними разговариваю, рассказываю об авторе, о том, как он влюбился в молодую жену, как письма шли, когда его уже не было на свете, а она их ещё получала. Они слушают, затаив дыхание, потому что там же про любовь. Я им говорю, что это пьеса в том числе о неразделенной любви. Что мне очень жалко этого героя. И им интересно.
А вообще для меня абсолютная загадка, почему сегодня люди ходят в театр. Такое напряжение жизни, столько хлопот, вот вообразите: особенно зимой, человек после работы, с женой, вместо того, чтобы спокойно поужинать, посмотреть телевизор, принять душ, почитать книжку и лечь спать или в интернете посидеть, едет через полгорода на спектакль. Для меня это загадка - зачем они туда едут? У нас большой огромный зал на 800 мест и на спектаклях полные залы.
Я вспоминаю, как очень много лет назад выдающийся советский кинорежиссер Михаил Ромм сделал скандальное заявление: он сказал, что кино скоро вытеснит театр. Никогда не вытеснит. Потому что эксклюзив театра в одной простой вещи: публика является свидетелем того, как сейчас, как сегодня бы сказали «в режиме онлайн», происходит то, что называется человеческой жизнью. Это про них, про зрителей - если это хороший спектакль. И этим владеет только искусство театра».
Поделиться новостью
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Смотрите также
Последние комментарии
Клуб дебилов растёт !
Сегодня, 10:50Не нужен там мост ! Разберите его ко всем чертям !
Сегодня, 10:41С таким подрядчиком мост в лучшем случае летом 2026 откроют
Сегодня, 10:35Вообще нужно запретить личные автомобили в городе. Пусть за городом катаются, а в городе только общественный транспорт.
Сегодня, 10:12Я раньше только у оптовиков брал, потому что подростки могут кинуть. Деньги им переводишь, а закладки уже нет.
Сегодня, 10:10Вчерась смотрел видео в итрернети ! Там тайка засунула сигарету в очко и курила ! Я чуть не обделался от восторга !
Сегодня, 10:06Вертел я вашу елку на своем орешнике !
Сегодня, 10:04делаете запреты - придумайте тогда места для курения, иначе бред. Но вот приводить в связи с курением в нашем городе статистику по раку легких ))) это смешно
Сегодня, 09:02В городе не хватает пешеходных переходов. Часто когда нужно на другую сторону перехода нигде не видно, поэтому приходится перебегать. Куча мест где перебегают постоянно, но там переходов не появляется. Пешеходный переход не влияет на возможность перейти дорогу, а собирает перебегающих пешеходов в одно предсказуемое место, поэтому когда он пропадает люди начинают переходить улицу где попало, что создаёт кучу аварийных ситуаций.
Сегодня, 07:55Повесилимся ! Ух!
Сегодня, 07:38